Турция, расположенная на пересечении Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии, со стратегическим положением, молодым рынком с населением более 85 миллионов человек и таможенным союзом с ЕС, является одним из самых практичных входных ворот для иностранных инвесторов. Хорошая новость: иностранец может владеть 100% компании в Турции, ему не нужен турецкий партнер, и он может завершить весь процесс удаленно по доверенности, не приезжая в страну.

В этом руководстве мы объяснили все, что вам нужно знать, от выбора типа компании до пошагового процесса учреждения, от затрат до налогов и новых инвестиционных стимулов, в свете действующего законодательства и постановлений Министерства по состоянию на 2026 год.

Краткий ответ: Иностранные физические и юридические лица могут создавать компании на тех же условиях, что и граждане Турции, в соответствии с принципом равного обращения, предусмотренным Законом № 4875 «О прямых иностранных инвестициях». Наиболее распространенным выбором является общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое может быть создано с одним партнером и низким капиталом. Процесс учреждения обычно завершается в течение нескольких рабочих дней – 2 недель.

Могут ли иностранцы создавать компании в Турции?

Да. Закон № 4875 «О прямых иностранных инвестициях» рассматривает иностранного инвестора равным местному инвестору. Практические последствия этого:

Отсутствует обязательство иметь местного партнера. Вся компания (100%) может принадлежать иностранцу.

Может быть создана одним лицом. Турецкий торговый кодекс разрешает создание как обществ с ограниченной ответственностью, так и акционерных обществ с одним партнером; этим партнером может быть иностранное физическое лицо.

Физическое присутствие в Турции не является обязательным. При наличии надлежащим образом оформленной доверенности (POA) нотариальные, торговые реестровые и банковские операции могут быть выполнены вашим местным представителем/адвокатом.

Директор также может быть иностранцем. Только иностранцу, который фактически будет управлять компанией (работать в качестве директора), также потребуется получить разрешение на работу.

Только по соображениям национальной безопасности и общественного порядка в некоторых секторах (например, в определенных областях обороны, авиации, СМИ) существуют ограничения или требования о разрешении; за исключением этого, почти все сферы деятельности открыты для иностранцев.

Какой тип компании вам следует выбрать? Общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество?

Подавляющее большинство иностранных инвестиций учреждается в одной из двух форм: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и Акционерное общество (АО).

КритерийОбщество с ограниченной ответственностью (ООО)Акционерное общество (АО)
Минимальный уставный капитал (с 2024 г.)50.000 TL250.000 TL
Количество участников1–50Не менее 1
ОтветственностьОграничена капиталомОграничена капиталом
Передача долей/акцийНотариус + регистрация + объявление (сложнее)Проще (особенно на предъявителя)
Выход на биржу / привлечение инвесторовНе подходитПодходит
Административная нагрузкаЛегкаяТяжелее
Для кого идеально?МСП, консалтинг, услуги, электронная коммерция, стартапыКрупный масштаб, много участников, планы выхода на биржу

Практический совет: Для индивидуального или малого/среднего бизнеса в сфере услуг, консалтинга, технологий или торговли общество с ограниченной ответственностью (ООО) обычно является наиболее подходящим выбором. Если вы планируете привлекать инвесторов, передавать доли/акции или выходить на биржу в будущем, можно рассмотреть акционерное общество (АО); ООО впоследствии может быть преобразовано в АО.

Пошагово: Процесс создания компании в Турции (2026)

Получение налогового идентификационного номера. Для иностранных учредителей и, при наличии, иностранного директора получается потенциальный налоговый номер через интерактивную налоговую службу. Подготавливается нотариально заверенная (при необходимости с апостилем) копия паспорта.

Подготовка учредительного договора и подача заявки в MERSİS. Определяются наименование компании, предмет деятельности и коды, капитал и структура партнерства; учредительный договор оформляется через MERSİS (Центральная система регистрации). Проверка доступности наименования проводится на этом этапе.

Доверенность / процедуры подписания. Если вы находитесь за границей, для вашего представителя, который будет осуществлять процедуры, оформляется нотариально/консульски заверенная доверенность.

Регистрация в торговом реестре и объявление. Учредительный договор регистрируется в соответствующем Управлении торгового реестра и публикуется в Официальном вестнике торгового реестра Турции. На этом этапе компания приобретает статус юридического лица.

Регистрация в торгово-промышленной палате и заверение книг. Юридические книги заверяются во время учреждения; осуществляется регистрация в палате.

Регистрация в налоговой инспекции и SGK. Открывается налоговый учет компании; если будут наниматься сотрудники, открывается досье рабочего места SGK.

Открытие корпоративного банковского счета и операции с капиталом. Открывается банковский счет на имя компании. Важно: В обществе с ограниченной ответственностью не является обязательным блокировать капитал в банке при учреждении; обещанный капитал может быть выплачен в течение 24 месяцев после регистрации.

e-Уведомление, e-счет/e-книга и активация. Определяются обязательные электронные системы, и компания становится готовой к деятельности.

Сколько это занимает?

Учреждение компании (регистрация): Если документы в порядке, обычно от нескольких рабочих дней до 2 недель.

Банковский счет, активация налогового/социального страхования (SGK): Несколько дополнительных дней.

Разрешение на работу и проживание (если требуется): Обычно 4–8 недель.

То есть, создание компании на бумаге происходит быстро; основная часть, требующая планирования, — это этап получения разрешений и финансовой организации.

Стоимость учреждения (2026, Приблизительно)

Стоимость варьируется в зависимости от провинции, размера капитала и объема услуг. Основные статьи:

Минимальный капитал: Для ООО 50 000 турецких лир (не заблокирован, может быть выплачен в течение 24 месяцев).

Нотариус (устав, образец подписи, заверение книг, доверенность): около 4 000–6 500 турецких лир.

Регистрация в Торговом реестре + объявление + регистрация в палате: около 14 000 турецких лир и выше (варьируется в зависимости от провинции).

Взнос в Управление по конкуренции: согласно Закону № 4054, 4 десятитысячных от учредительного капитала (напр., для капитала в 50 000 турецких лир ~20 турецких лир).

Плата за услуги по учреждению от финансового консультанта и ежемесячная плата за бухгалтерский учет.

Плата за юридические услуги / юридические консультации (договоры, документы, отслеживание разрешений).

Остерегайтесь обещаний вроде «компания за 1 день без документов»; это высокорискованные и незаконные методы. В Турции обязательно работать с лицензированным финансовым консультантом и регулярно подавать декларации; пренебрежение этим создаст серьезные проблемы при последующем продлении вида на жительство и налоговой проверке.

Налогообложение иностранных компаний и Инвестиционные стимулы 2026 года

Общая информация: Общая ставка корпоративного налога в Турции в 2026 году составляет 25%. Кроме того, применяются НДС, в необходимых случаях налог у источника и взносы SGK. При распределении дивидендов (распределения прибыли) иностранному партнеру удерживается налог у источника; это может быть уменьшено соглашением об избежании двойного налогообложения между вашей страной и Турцией.

Изменяющее правила игры событие 2026 года — Программа «Мощный центр инвестиций для Века Турции». Пакет, объявленный 24 апреля 2026 года и законодательно закрепленный Законом № 7582 (добавленная Повторная Статья 20/D к Закону о подоходном налоге; Официальный вестник от 4 июня 2026 года под № 33270), принес значительные преимущества для иностранных инвесторов:

20-летнее освобождение от налогов для доходов из иностранных источников: Доходы лиц, которые не являлись налогоплательщиками в Турции в течение последних 3 лет и поселились в Турции, от иностранных источников освобождаются от подоходного налога на 20 лет; налогообложению подлежат только доходы, полученные в Турции.

Сниженный корпоративный налог для экспортеров: Для экспортеров-производителей ставка снижена до 9%, для других экспортеров — до 14%.

Полное освобождение при экспорте услуг: В таких областях, как программное обеспечение, инженерия, архитектура и дизайн, была предоставлена полная льгота за счет увеличения ставки вычета до 100% для доходов, полученных от услуг, предоставляемых за границу.

Стамбульский финансовый центр (İFM): В транзитной торговле и посредничестве при продажах за границу корпоративный налог внутри İFM составляет 0%, а для той же деятельности за пределами İFM — 1,25%.

Регулирование, аналогичное налоговой амнистии активов: Ввоз денег, золота и ценных бумаг из-за границы в Турцию с низким налогом; обязательство не проводить налоговую проверку этих активов.

Эти льготы делают Турцию чрезвычайно привлекательной, особенно для консалтинговых, инжиниринговых и технологических компаний, которые будут экспортировать услуги из Турции за границу. Однако детали реализации (выбор кода деятельности, условия исключения, документация) должны быть разработаны совместно с присяжным финансовым консультантом.

Разрешение на работу и проживание: Кто будет управлять компанией?

Если вы лично будете управлять компанией (в качестве директора/сотрудника), сначала оформляется краткосрочный вид на жительство, затем разрешение на работу из Турции; разрешение на работу заменяет вид на жительство на весь срок его действия. Правило «5 турецких сотрудников на каждого иностранца», требуемое для иностранных партнеров компании, действует с 7-го месяца разрешения; однако, если ваша доля капитала составляет 100 000 долларов США и более, эти критерии занятости и финансовые критерии полностью отменяются.

Если вы не хотите управлять компанией лично, директором может быть назначен гражданин Турции; в этом случае, будучи пассивным/иностранным партнером, вам не потребуется разрешение на работу или вид на жительство (при условии соблюдения правил представительства в корпоративном праве).

Самые распространенные ошибки иностранцев

Случайный выбор кодов деятельности и упущение возможности воспользоваться исключением для экспорта услуг.

Создание компании «только для проживания» и оставление ее без деятельности — это риск отказа при продлении вида на жительство; администрация требует, чтобы компания была реальной и активной.

Игнорирование бухгалтерских и декларационных обязательств; штрафы серьезны.

Несоставление договоров (аренды, партнерства, поставки) в соответствии с турецким законодательством и на двух языках.

Составление доверенности с неполным/неправильным объемом полномочий и блокирование операций.

Почему необходима поддержка юриста-специалиста?

Открытие компании в Турции технически возможно и быстро; однако создание правильной структуры, оптимизация налогов и предотвращение проблем в будущем требует экспертизы. Неправильный тип компании, ошибочный код деятельности, неполная доверенность или игнорирование декларации; могут привести к потере времени, денег и даже вашего вида на жительство.

Как Юридическая фирма 2M Hukuk, наша стамбульская команда предлагает иностранным инвесторам комплексные юридические консультации – от учреждения компании до процессов получения разрешений и управления коммерческими спорами. Наша команда адвокатов в Стамбуле разрабатывает ваш устав и коды деятельности в соответствии со стимулами 2026 года, управляет вашими заявлениями на получение разрешения на работу/проживание, готовит ваши контракты на двух языках, включая английский и арабский, и координирует работу с вашим финансовым консультантом на протяжении всего процесса. Наша цель — не быстро завершить учреждение, а обеспечить вам соответствующую требованиям, защищенную и налогово-эффективную структуру в долгосрочной перспективе.

Наш офис, предоставляющий услуги на английском и арабском языках, как единственный контакт для инвесторов из-за рубежа в Турции, осуществляет всю бюрократию от вашего имени.

Свяжитесь с нами для бесплатной предварительной оценки. Давайте вместе определим наиболее подходящий для вашей ситуации тип компании, уровень капитала и путь получения разрешения.

Часто задаваемые вопросы (ЧЗВ)

Может ли иностранец учредить компанию в Турции в одиночку (с одним партнером)? Да. Как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерные общества могут быть учреждены одним партнером, и этим партнером может быть иностранное физическое лицо; нет обязательства иметь турецкого партнера.

Могу ли я учредить компанию удаленно, не приезжая в Турцию? Да. С помощью надлежащей доверенности нотариальные, торговые реестровые и банковские операции могут быть выполнены вашим местным представителем; весь процесс может быть завершен удаленно.

Каков минимальный капитал и нужно ли его блокировать в банке? Минимальный капитал для общества с ограниченной ответственностью составляет 50 000 TL. В обществе с ограниченной ответственностью капитал не блокируется при учреждении; он может быть оплачен в течение 24 месяцев после регистрации. (В акционерном обществе 25% денежного капитала блокируется до регистрации.)

Дает ли учреждение компании автоматически право на получение вида на жительство? Нет. Владение компанией является основанием для получения вида на жительство/рабочего разрешения; однако разрешение получается по отдельному заявлению, и ожидается, что компания будет реальной/активной.

Какова ставка корпоративного налога в Турции? В 2026 году общая ставка составляет 25%. Для экспортеров (производителей 9%, прочих 14%) и компаний, предоставляющих услуги за рубеж (программное обеспечение/инжиниринг/архитектура/дизайн), пакетом стимулирования 2026 года предусмотрены значительные скидки и исключения.

Сколько времени занимает учреждение компании? Если документы готовы, регистрация обычно завершается в течение нескольких рабочих дней до 2 недель; если требуется разрешение на работу/вид на жительство, следует предусмотреть дополнительный срок в 4–8 недель.

Обязан ли я нанимать местный турецкий персонал? Если вы получите разрешение на работу как партнер компании, правило «5 турецких сотрудников» вступает в силу с 7-го месяца разрешения; однако, если ваша доля капитала составляет 100 000 долларов США и более, это требование полностью отменяется.